ВИКТОР ШВЕЦ: «Чтобы принять законопроект о детективной
деятельности, необходимо реформировать органы внутренних дел» Глава
комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной
деятельности совместно с народными депутатами Владимиром Мойсиком и Юрием
Кармазиным неоднократно пытались законодательно закрепить частную детективную
деятельность. Впрочем, проекты постановлений Верховной Рады так и не были
одобрены в парламенте. Народный депутат поделился с «ВД» причинами странного
явления и выдвинул гипотезы о будущем развитии событий.
В чем
состоит основная загвоздка принятия законопроекта о частной розыскной
деятельности? — Ни для кого не секрет, что в парламенте есть много лоббистов
правоохранительных органов. Это вышедшие из этой системы люди, которые влияют
на принятие решений через политические моменты. Основная проблема состоит в
том, что власть в лице правоохранительных органов боится конкуренции.
Правоохранительные органы понимают свою неэффективность и коррумпированность и
боятся того, что появится орган, который гораздо быстрее и грамотнее будет
достигать поставленной цели по розыску злоумышленников и проведению
оперативно-технических мероприятий. Более того, среди детективов много бывших
правоохранителей, которые тесно сотрудничают с действующими силовиками.
Естественно, ситуация с таким видом подработки выгодна обеим сторонам.
Какие
государственные изменения, на ваш взгляд, ускорят процесс принятия
законопроекта о детективной деятельности? — Необходимо реформировать правоохранительные органы и перейти к полицейским
структурам, которые существуют во всем мире. В этом случае частные
детективы во многих развитых странах эффективно взаимодействуют с полицейскими.
Сейчас наш комитет ставит перед собой цель договориться с МВД о том, чтобы они не
блокировали работу с принятием закона о частном сыске. Ведь для того, чтобы
принять любое решение, нужно проводить серьезный переговорный процесс с
фракциями, чтобы они поддержали тот или другой законопроект. Без закона
детективные агентства — это теневой бизнес. Думаю, после парламентских слушаний
мы увидим, в каком направлении должен двигаться процесс реформирования органов
внутренних дел, и дальнейшая судьба законопроекта о детективной деятельности.
Недавно
был принят закон об охранной деятельности (ветирован президентом), который, как
и проект закона о детективной деятельности, годами числился не одобренным.
Каким образом удалось собрать необходимое количество голосов в этом случае и
можно ли пойти таким же путем в ситуации с частным сыском? — Это был также чрезвычайно сложный законопроект, который не принимался годами.
Как и в случае с детективными агентствами, не было политической воли его
одобрить. Комитет, который я возглавляю, пошел по простому пути. Поскольку эта
деятельность связана с предпринимательскими структурами, мы встретились с
президентом Украинского союза предпринимателей и промышленников Анатолием
Кинахом. Совместно с ним мы создали рабочую группу. Привлекли максимальное
количество заинтересованных людей и нашли компромиссы по всем несогласованным
вопросам. Этим мы разблокировали монополию государства на совершение охранных
услуг. Думаю, что скоро мы подойдем и к законопроекту о детективно-розыскной
деятельности, где также остановим законодательную монополию государства на
проведение ОРД.
Каким
образом частные сыщики используют методы ОРД, оставаясь безнаказанными и даже
определяя рейтинги детективных агентств? — Некоторые действующие сотрудники правоохранительных структур параллельно
являются оплачиваемыми работниками коммерческих структур. Они их прикрывают и
дают возможность совершать оперативно-технические мероприятия по отношению к
конкретным людям. За 2009 год украинские суды дали более 40 тысяч разрешений на
оперативно-технические мероприятия («прослушки» и т.п.). Но как доказательства
в суде используется меньше чем 1% от этого количества разрешений. Большая часть
информации, полученной в результате совершения законных оперативно-розыскных
мероприятий, попросту продается.
|